Буквально на днях обратился клиент и поведал следующую историю. На новогодних праздниках оставил машину около дома под знаком «Остановка запрещена», а когда вернулся – обнаружил, что автомобиля нет на месте. После звонка в ГИБДД узнал, что автомобиль находится на штрафстоянке на ул. Северной, 25 в Вологде (эвакуирован за нарушение правил парковки).
На штрафстоянке ему сказали, что для получения автомобиля необходимо заплатить около 15 000 рублей (плата за сутки хранения автомобиля + расходы по эвакуации). Поскольку таких денег с собой у него не было, автомобиль не отдали. А когда через 2 дня необходимая сумма была собрана, он с удивлением узнал, что заплатить необходимо уже около 50 000 рублей. Человек, совершивший незначительное административное правонарушение, фактически попал в долговую яму, выбраться из которой можно было только взяв деньги в долг.
Разбираясь в ситуации, я обнаружил следующее. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 утверждены «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Согласно п. 9 указанных Правил выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с хранением транспортного средства на специализированной стоянке.
В соответствии с п. 6 Правил срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке. Плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает запрет на взимание платы за услугу по перемещению транспортного средства и за первые сутки его хранения на штрафстоянке. В 2011 году прокуратура г. Вологды уже подавала иск к владельцу стоянки ИП Владыко Ю.В. о признании незаконными действий по взиманию платы за первые сутки хранения. Тогда требования прокурора были удовлетворены. Областной суд подтвердил решение первой инстанции.
Посмотрим откуда взялась сумма в 50 000 рублей за несколько суток хранения. Согласно п. 6 Правил задержания транспортного средства плата за хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, т.е. Правительством Вологодской области. Однако, согласно ст. 2 Закона Вологодской области от 05 октября 2006 года № 1501-ОЗ указанные полномочия переданы на уровень органов местного самоуправления.
Администрация города Вологды распорядилась предоставленными полномочиями довольно оригинальным образом – установив тариф за 1 час хранения автомобилей категории «В» в размере 565 рублей (Постановление Администрации г. Вологды № 3416 от 15.06.2012 года). За сутки хранения – это 13 560 рублей. Дорогая получается стоянка.
Недолгий поиск в интернете дал следующие результаты. Аналогичный тариф в Санкт-Петербурге установлен в размере 30 рублей за час хранения автомобиля – что в 18 (!) раз меньше Вологодского тарифа. Похожие размеры тарифов установлены и в других регионах РФ.
Видимо, в Вологде во время хранения машину моют, полируют, делают внеплановое ТО и покрывают тонким слоем позолоты. Иначе, тариф в 13 560 рублей за сутки хранения автомобиля не объяснишь.
Вопроса лично у меня два:
1. Почему прокуратура до сих пор не обжаловала Постановление Администрации об утверждении тарифа, как явно незаконное?
2. Может быть стоит пересмотреть закон № 1501-ОЗ и вернуть полномочия по утверждению тарифов на уровень субъекта?